Главная » Статьи » Мои статьи

Внедрение современных образовательных технологий, направленных на развитие профессиональных компетенций педагога, в условиях введения профессионально

Внедрение современных образовательных технологий, направленных на развитие профессиональных компетенций педагога, в условиях введения профессионального стандарта «Педагог»

ФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Идёт обсуждение этих вопросов в средствах массовой информации. Уже обозначен и новый стандарт для учителя, который вступит в силу в 2019 г.: «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии». Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа. А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько? Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится - умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Определение профессиональной компетентности педагога в нашем образовании появилось сравнительно недавно. Сейчас вопрос формирования профессиональной компетентности педагога как никогда актуален в педагогической общественности. В педагогическом словаре профессиональная компетентность определяется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям. Сегодня педагогу необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрять инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности. Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных.

К ключевым технологиям относятся технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, технология продуктивного чтения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный педагог: получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения. Во второй половине 20 века, активно развивающиеся цифровые технологии предложили новый способ доступа и получения информации, новые виды коммуникации – электронную почту, чаты, конференции.

ИКТ-компетентность педагога на современном этапе, понимается, как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. Обладая ИКТ-компетентностью, педагог не только стремится к использованию ИКТ в своей работе, но и моделирует и конструирует свою информационно-образовательную деятельность.

На сегодняшний день у любого педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактизированный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники и др.), форумы для общения и многое другое.

Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией извне, процесс обучения принимает динамический характер. При этом педагог не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс, педагог повышает качество образования, умножая при этом и свое профессиональное мастерство.

Развитие информационной культуры педагога, повышение его квалификации в области ИКТ, развитие информационно-образовательной среды являются приоритетными в деятельности ОУ.

Сегодня учитель перестаёт быть носителем объективного знания, которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов применения этих знаний при решении различных проблемных задач. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок. Тем самым, с одной стороны, у учеников появляется интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация, с другой - достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично. Тот факт, что самостоятельно добытые знания отличаются особой прочностью, доказательств не требует. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учеников, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, развивающую среду, в которой становится возможным приобретение каждым учеником определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний, приложенных усилий, принятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей. Учитель должен строить учебно-воспитательную деятельность технологично, понимать логику и структуру данной деятельности, отчётливо видеть все её этапы, владеть умениями, необходимыми для организации каждого этапа.

Таким образом, в решении задачи создания развивающей образовательной среды огромное значение приобретают современные образовательные технологии деятельностного типа, которые, в свою очередь, предъявляют специфические требования, как к уровню профессионализма педагога, так и к его личностным характеристикам.

Категория: Мои статьи | Добавил: vsn_68 (23.01.2018)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar