Занимательные задачи со сказочным сюжетом

      

   

 

 

 

 

 

     Задачи со сказочным сюжетом очень нравятся детям. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребенка решать проблему, вызывают желание помочь полюбившимся героям. Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений, всё это усиливает эмоциональное восприятие детей.

   Очень важно подобрать посильные для учеников задания, соответствующие их возможностям, развитию. Полезно  и дать первый толчок для побуждения ребенка заниматься решением, а затем усилить его сопротивляемость перед встающими трудностями. Ведь часто бывает, что даже смышленый ученик не хочет просто прочитать задачу, не то что её решать, а поэтому целесообразно использовать внешнюю занимательность текстов. Цель может быть достигнута если условие задачи будет похоже на сказку.

    Казалось бы, сказка и математика - понятия несовместимые. Свежий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! однако нередко именно такая форма позволяет удачно ввести ребят в мир математики, причем через посредство увлекательной ситуации. Такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти пути в сферу эмоций ребенка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность.

   В то же время важна и обратная связь: в ряде случаев встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ученика еще раз прочитать литературное произведение, поразмышлять, глубже заглянуть в него. При составлении задач надо добиваться, чтобы поведение сказочных героев соответствовало духу самой сказки: борьба за справедливость Ивана-царевича и коварство Кощея Бессмертного, верность дружбе неунывающего Буратино и желание поживиться за чужой счет лисы Алисы и кота Базилио и т. д. Симпатии детей на стороне положительных героев. добро торжествует, зло наказано, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей.

   Условия задач со сказочными сюжетами во многих случаях громоздки. Но это сказка! Выбранная форма влечет за собой относительно большой её объём - ведь очень часто при составлении задачи приходится следовать литературному тексту сказки. Зато в таком случае дети с большим удовольствием читают условие, вникают в его смысл - а работа над текстом является существенной частью психологической подготовки ребенка к олимпиаде.

  Вместе с тем надо сохранять чувство меры, разумно дозировать разные виды заданий.